Музеи

ОтдыхРоссияСанкт-ПетербургО городе → Музеи

Эрмитаж

Один из самых известных и огромных музеев мира. Музейный комплекс включает в себя семь зданий, расположенных на набережной Невы, Дворцовой площади и Миллионной улице.

Одно из зданий - Зимний дворец (в прошлом резиденция русских императоров) - построено при Елизавете Петровне архитектором Растрелли. К Зимнему дворцу Екатерина Вторая пристраивает Малый Эрмитаж. Затем в 1771-1787 гг. для своей все увеличивающейся коллекции произведений искусств она строит Большой Эрмитаж. В 1785-1787 гг. строится Эрмитажный театр, и, наконец, в 1839-1851 гг. возводится здание Нового Эрмитажа. Николай I в 1852 г. открывает Новый и Большой Эрмитажи для публики.

Коллекция Эрмитажа насчитывает более трех миллионов экспонатов, представленных в 400 залах. Чтобы хоть немного познакомиться с такой коллекцией, надо побывать в музее не раз и не два.

За одно посещение можно, например, пройти по второму этажу с Золотой гостиной, Павильонным залом, Малахитовой комнатой, лоджиями Рафаэля и Белой столовой, где было арестовано Временное правительство.

На этом этаже - Леонардо да Винчи, Рембрандт, немецкая живопись, французская, фламандская, испанская, английская голландская - чего здесь только нет.

Уже в следующее посещение можно познакомиться с французскими импрессионистами, или с античными залами, или с искусством Древнего Египта, или с Золотыми кладовыми и золотом скифов.

Часто в Эрмитаж возвращаются, чтобы полюбоваться лишь одним предметом, будь то картина Матисса или меленький букетик-брошь Елизаветы Петровны, состоящая от стебельков до лепестков исключительно из драгоценных камней.

 

 

 

 

 

 


Петропавловская крепость

Заложена 27 мая 1703 года.

По преданию, Петр I сам выбрал место для новой крепости - небольшой Заячий остров (по-фински - Енисаари), расположенный в устье реки Невы. Цитадель в форме шестиконечной звезды сооружалась по проекту, составленному французским инженером Ж. -Г. Ламбером при участии царя. Шесть куртин соединяют шесть мощных бастионов, названных именами сподвижников Петра I.

Оборонительную систему с запада и востока замыкают Иоанновский и Алексеевский равелины. Два моста - Иоанновский и Кронверкский - соединяют Заячий остров с Петроградским.

1 октября 1703 года крепость освятили. На Государевом бастионе был поднят Андреевский флаг, на крепостных валах установлены триста орудий.

29 июня 1703 года в центре Петропавловской крепости заложили небольшую деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла, на месте которой в 1712-1732 годах возвели каменный собор.

С 1731 по 1858 год Петропавловский собор имел статус кафедрального храма столицы, затем был причислен к придворному ведомству. Собор служил усыпальницей царствующего Дома Романовых. Здесь похоронены русские императоры и императрицы от Петра I до Николая II, за исключением Петра II и Иоанна VI. С собором крытой галереей соединена Великокняжеская усыпальница.

В течение XVIII-XIX веков на территории крепости были построены здания и сооружения разного назначения: Ботный дом, Артиллерийский цейхгауз, Монетный двор, Комендантский и Инженерный дом, гауптвахта и другие.

Уже в XVIII веке крепость стала местом заключения государственных преступников, в XIX - главной политической тюрьмой России.

При императоре Александре I в начале XIX века крепость впервые была открыта для посетителей. В 1900-е годы в Петропавловском соборе проводились экскурсии по императорскому некрополю. В 1924 году тюрьма Трубецкого бастиона превратилась в музей.

В 1954 году комплекс зданий Петропавловской крепости был передан Государственному музею истории Ленинграда (Санкт-Петербурга).

 

 

 

 

 

 

 


Государственный Русский музей

Первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Торжественно открылся для посетителей - 7/19 марта 1898 года.

Русский музей сегодня - это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России.

В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает около 400000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век. Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа, который составляет часть дворцового ансамбля.

 

 

 

 


 


Мраморный дворец

Архитектурный памятник второй половины XVIII века, оценивался современниками как «единственный в своем роде». Построенный на месте Почтового двора петровского времени, он стал великолепным завершением парадной Дворцовой набережной Невы.

Екатерина II, предназначавшая Мраморный дворец в подарок графу Г.Орлову, поручила его строительство итальянскому архитектору Антонио Ринальди (1709-1794). Заказать экскурсию в Мраморный дворец 

 

 

 

 

 

 


Строгановский дворец

Принадлежавший знаменитому роду Строгановых, является одним из лучших образцов архитектуры русского барокко.

Автором ныне существующего здания, построенного в 1753-1756 годах, считают Ф.Б. Растрелли. В позднейших перестройках и оформлении внутренних интерьеров дворца принимали участие известные архитекторы - А.Воронихин, К.Росси, П.Садовников, Г.Боссе и другие.

В настоящее время в Строгановском дворце завершена реставрация единственного в Петербурге интерьера, сохранившего декоративное оформление Ф.Б.Растрелли - Большой Танцевальный зал с уникальным плафоном «Триумф Героя» работы Дж. Валериани, почти не затронутый позднейшими переделками.

26 мая 2005 года был открыт отреставрированный и воссозданный интерьер Минералогического кабинета Строгановского дворца, в котором экспонируется уникальная коллекция минералов рода Строгановых.

В отреставрированных парадных залах дворца с 16 декабря 2005 года работает постоянная экспозиция «Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы». Заказать экскурсию в Строгановский дворец.

 

 

 

 

 


Михайловский замок

Построен в 1797-1801 гг. по проекту архитекторов В.Бренна и В.Баженова как парадная резиденция императора Павла I.

В его проектировании принимал участие сам император. Свое название замок получил в честь небесного покровителя Дома Романовых - Архангела Михаила. Это единственное в России дворцовое сооружение в стиле романтического классицизма.

После убийства императора Павла I, произошедшего в замке в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, замок перешел в ведение Министерства Императорского двора. В 1823 году здесь разместилось Николаевское Инженерное училище, давшее замку второе название - Инженерный.

С 1991 года Русский музей ведет комплексную реставрацию памятника и его интерьеров. В 2001 - 2002 гг. проведена исключительная по своей сложности реконструкция части фортификационных сооружений, ранее окружавших замок - открыты фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста, сохранившиеся под землей. Исторические изыскания, археологические работы и уникальный архитектурный проект обеспечили осуществление единственной в своем роде реконструкции инженерно-технического комплекса XVIII столетия - одного из центральных градостроительных ансамблей Петербурга времен царствования Павла I.

В отреставрированных залах замка в мае 2003 года открыты новые постоянные экспозиции музея - «История замка и его обитателей», «Античные сюжеты в русском искусстве» и «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников».

 

 

 

 

 


Юсуповский дворец

Уникальный архитектурный ансамбль XVIII-XX в.в., памятник истории и культуры федерального значения, снискавший славу «энциклопедии» петербургского аристократического интерьера.

Биография Дворца и окружающей усадьбы восходит к петровской эпохе, к периоду зарождения молодой Северной столицы. Дворцово-усадебный комплекс создавался на протяжении почти двух столетий. Здесь работали выдающиеся русские и иноземные архитекторы Ж. -Б. Валлен-Деламот, А.М. Михайлов-второй, Б. Симон, И. Монигетти, В. Кеннель, А. Степанов, А. Вайтенс, А. Белобородов.

С 1830 по 1917 г. владельцами дворца и усадьбы были пять поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых. Многие яркие страницы российской и петербургской истории связаны с фамильной резиденцией на Мойке.

Дворец вошел в отечественную историю и как место убийства Григория Распутина - сибирского крестьянина, ставшего в начале XX века духовным наставником и другом семьи императора Николая II. Трагедия разыгралась в ночь на 17 декабря 1916 года на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова. Сейчас в этих комнатах создана историко-документальная экспозиция.

В 1925 году дворец князей Юсуповых был передан педагогической интеллигенции города. До наших дней здесь размещается Дворец культуры работников просвещения, который в 1990-е годы сформировался в многофункциональный историко-культурный центр, сочетающий в своей деятельности музейные, театрально-концертные и культурно-просветительские направления деятельности.

Сегодня Юсуповский дворец - один из редких дворянских особняков Петербурга, где уцелели не только парадные апартаменты, залы картинной галереи, миниатюрный домашний театр, но и роскошные жилые покои семьи Юсуповых, сохранившие тепло и обаяние прежних владельцев.

Удивительные по красоте художественные интерьеры, возрождаемые трудом и талантом петербургских реставраторов, гостеприимно открыты для российских и зарубежных любителей истории, искусства, музыки и театра.

 

 

 

 

 

 


Меншиковский дворец

Расположенный на Университетской набережной Васильевского острова, он был возведен по заказу А.Д. Меншикова - первого губернатора С. -Петербурга, сподвижника Петра I. Строительство дворца - одного из первых монументальных каменных сооружений города - было начато в 1710 г. по проекту Д. М. Фонтана и продолжено И.Г. Шеделем (1712-1721). Архитектурное убранство здания характерно для зодчества первой четверти 18 в. Дворец являлся самым роскошным зданием Петербурга петровского времени и часто служил местом торжественных дипломатических приемов и ассамблей. От Меншиковского дворца взору открывается величественная панорама набережных Невы.

 

 


Кунсткамера.

Расположенное на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской Академии Наук.

Музей, основанный по указу Петра I, открыл свои двери для посетителей в 1714 г. Он был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека. В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии Наук является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более одного миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света. Одновременно наш Музей всегда был и продолжает оставаться одним из крупнейших исследовательских центров по изучению культурного наследия человека, продолжая традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII-XX вв.

Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего Музея, где, как мы надеемся, Вы сможете найти интересную и полезную информацию о народах и культурах мира.

 

 


 

Зоологический музей.

В настоящее время музейная экспозиция занимает большую часть второго этажа обширного здания Зоологического института, а также хоры в первом зале. Число выставленных экспонатов превышает 30 000, а общая площадь экспозиции составляет 6 000 кв. м.

Основной принцип построения экспозиции - демонстрация животных в соответствии с современной научно обоснованной системой. Дополнением к нему служит показ животных в естественной обстановке.

Биологические группы и диорамы в разделе птиц и млекопитающих демонстрируют обитателей основных биогеографических зон Евразии, а в разделе беспозвоночных отражено разнообразие природных зон Мирового океана от тропических до приполярных областей.

Одна из экспозиций музея посвящена недавнему геологическому прошлому Земли и демонстрирует ископаемых животных - мамонтов и мамонтовую фауну.

 


Этнографический музей.

В центре Санкт-Петербурга на площади Искусств расположен один из крупнейших в России и мире этнографических музеев - Российский этнографический музей.

В собрании музея сосредоточено около 500 000 подлинных вещевых памятников и фотографий по традиционной культуре 157 народов России и сопредельных стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии.

Хронологический диапазон собрания - с конца XVIII века по сегодняшний день. Тематика музейного собрания широка и разнообразна.

Здание музея было построено по проекту В.Ф. Свиньина в начале XX столетия специально для показа в Санкт-Петербурге этнографических коллекций многочисленных народов России.

 


Елагиноостровский дворец

Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX вв.

Музей занимает в настоящее время полностью три здания дворцово-паркового ансамбля Елагина острова - Дворец, Кухонный корпус и Павильон под флагом, а также размещается частично в большинстве других зданий комплекса.

Основная экспозиция музея - анфилада Парадных залов, расположенная на первом этаже Елагиноостровского дворца. Она представляет творчество главного архитектора ансамбля К. Росси как мастера декоративно-прикладного искусства и интерьера.

В выставочных залах на втором этаже дворца проходят выставки декоративно-прикладного искусства.

На втором этаже Конюшенного корпуса открыта выставка «Русские самовары XVIII-XX вв. Из частной коллекции А.А. Лобанова». Представлено более 120 уникальных самоваров.

В двух залах первого этажа Конюшенного корпуса экспонируются произведения современных художников.

Выставки меняются один раз в месяц.


Аничков дворец.

У этого Дворца удивительная судьба. Более двух веков он передавался в качестве подарка: в восемнадцатом веке императрицы дарили его своим фаворитам, с начала девятнадцатого века он становится собственностью семьи Романовых, и особы царской фамилии будут получать его на свадьбы, в качестве свадебного подарка. Последними в XX столетии этот Дворец получили ленинградские мальчишки и девчонки.

В 1986 г. на территории Аничкова дворца построен Театрально - концертный комплекс. В 1990 г. преобразован в Городской Дворец творчества юных - государственное образовательное учреждение.

Дворец проводит многочисленные детские и юношеские театрализованные праздники, в том числе Новогодние Ёлки, Неделю детской книги, концерты, спектакли и выставки, в которых ежегодно принимают участие более 130.000 школьников города и области.

Дворец князей Белосельских-Белозерских является историко-архитектурным памятником середины XVIII века. Здание построено в стиле русского барокко. Парадная лестница дворца и большинство гостиных и залов оформлены с использованием мотивов русской и западноевропейской архитектуры первой половины и середины XVIII века и является характерным примером богатого аристократического особняка. Дворец принадлежал родственникам Николая II.

Здесь впервые встретились и познакомились Николай и Александра, последние царь и царица из династии Романовых.

В настоящее время дворец активно выполняет функции муниципального культурного центра: здесь проводятся различные выставки, организуются концерты, фестивали, конкурсы и т.д. Заказать экскурсию в Аничков дворец

 


Дворец кн. Владимира.

Среди парадных зданий Дворцовой набережной выделяется дворец, напоминающий флорентийские ренессансные палаццо. Это монументальное здание было сооружено для третьего сына Александра II великого князя Владимира Александровича.

В 1867 году, когда началось строительство дворца, великому князю было 20 лет. За свою долгую жизнь он получил множество титулов и званий, среди которых был и пост президента Академии художеств. Однако в истории великий князь Владимир Александрович запомнился прежде всего как главный организатор расстрела мирной демонстрации рабочих 9 января 1905 года (так называемое «Кровавое воскресенье»). Великий князь был тогда главнокомандующим войсками гвардии и Петербургского военного округа. После этого события партия эсеров несколько раз устраивала на него покушения, но каждый раз терпела неудачу. Великий князь Владимир Александрович умер своей смертью в 1909 году и был похоронен в Великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости.

Дворец построен в духе популярного тогда архитектурного направления - эклектики. Главный фасад дворца, обращенный к Неве, отличается строгой, торжественной красотой. Его цокольный этаж облицован гранитными рустами - крупными камнями с нарочито грубо сколотой поверхностью. Верхние этажи покрыты штукатуркой под рустованный камень. Арочные венецианские окна подчеркивают сходство дворца с итальянскими палаццо, а отсутствие украшений на фасаде придает всему зданию монументальное величие. Арочный подъезд-портик, выдвинутый на всю ширину улицы, облицован бременским песчаником. Заказать экскурсию во Дворец Великого князя Владимира


Деревянный Домик Петра I

Деревянный Домик Петра I на Петроградской стороне - свидетель первых дней жизни города. В документах петровского времени Домик именовался «Первоначальным дворцом» или «Красными хоромами».

Сруб размером 12,7 х 5,7 м из тесаных сосновых бревен был поставлен плотниками-шведами за три дня - 24-26 мая 1703 года. На крыше здания была установлена деревянная мортира и «пылающие» ядра, в знак того, что дом принадлежит «капитану бомбардирской роты».

Снаружи стены Домика были расписаны «под кирпич», а наличники и двери украшены декоративной росписью. В ходе реставрационных работ 1971-1975 годов, проводившихся по проекту арх. А.Э Гессена, внутри здания был расчищен так называемый «травный» орнамент на наличниках окон и дверей, исполненный масляными красками. На черном фоне переплетаются цветы и травы - розы, шиповник, мята перечная, васильки, гвоздики...

Крейсер <Аврора>. У Петроградской набережной г. Санкт-Петербурга высится, уже ставший привычным, силуэт военного корабля - это легендарный крейсер 1-го ранга <Аврора>.

Крейсер <Аврора> был заложен в С. -Петербурге на судостроительной верфи <Новое-Адмирал-тейство> 23 мая 1897 г., спущен на воду 11 мая 1900 г. и вступил в строй боевых кораблей флота России в июле 1903 г.

В период Русско-японской войны, совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток (октябрь 1904 - май 1905 гг.), крейсер <Аврора> принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905г.

Возвратившись на Балтийское море, <Аврора> длительный период плавала как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. В 1906-1912гг. крейсер посетил порты многих стран мира, а в ноябре 1911г. авроровцы приняли участие в торжествах в честь коронации сиамского короля в г. Бангкоке (королевство Тайланд).

В период Первой мировой войны крейсер <Аврора> принимает активное участие в боевых действиях на Балтийском море в составе 2-й бригады крейсеров,а в конце 1916г. ставится на ремонт в г. Петрограде.

В 1917г. экипаж <Авроры> активно участвует в февральских и октябрьских революционных событиях, а также последовавших за ними гражданской войне и отражении иностранной интервенции.

В 1922-1923 гг. одним из первых на Балтике крейсер <Аврора> был введен в строй и стал учебным кораблем, на котором, вплоть до 1940г., проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ. Корабль вновь много плавает и посещает порты ряда зарубежных государств.

С началом Великой Отечественной войны крейсер <Аврора> и его экипаж встали на защиту г. Ленинграда. Сражаясь на дальних (Чудская военная флотилия) и ближних (Воронья гора) подступах к городу, авроровцы своим героизмом вписали славную страницу в историю своего корабля. Весь период ленинградской блокады 1941-1944 гг. <Аврора> стояла у стенки в порту Ораниенбаума (г. Ломоносов), подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам.

Корпус корабля получил много пробоин, принял большое количество воды и сел на грунт, но небольшой экипаж мужественно боролся за жизнь своего корабля. В июле 1944г. крейсер подняли с грунта и поставили в ремонт.


Музей-квартира А.С. Пушкина.

В этом доме А.С.Пушкин, смертельно раненый на дуэли, скончался 29 января 1837 года. Сейчас музей представляет собой воссозданную в своем первоначальном облике на основе исторических документов и воспоминаний друзей квартиру первого поэта России, где можно увидеть вещи, принадлежавшие его семье, друзьям и знакомым.

Главная комната квартиры - рабочий кабинет А.С.Пушкина.
Многие вещи в экспозиции музея помнят прикосновение рук поэта.

Ежегодно, 10 февраля, в день смерти А.С.Пушкина, во дворе дома проходит памятное собрание, в котором принимают участие представители научной и творческой интеллигенции и Администрации Санкт-Петербурга. В 14 часов 45 минут, когда перестало биться сердце А.С.Пушкина, наступает минута молчания.


Контакты

  • Санкт-Петербург. Рылеева ул, 18. 3 этаж
  • (вход в бц между аркой и магазином Ам)
  • (911) 180-70-01
  • (812) 372-69-09
  • e-mail: info@toptm.ru

Разработка — Н. Громов (nicothin)